В ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА
Новости и События

В ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА

– Санияр Еркенович, вначале несколько слов о самой компании: когда и для чего она была создана, что уже удалось сделать?

– Это подразделение при акима­те, на которое возложены функции туристического менеджмента. Действует оно с ноября 2015 года. В структуре штаба по подготовке города к ЭКСПО, возглавляемого акимом Астаны, мы представляем исполнительный орган по реализации плана мероприятий.

Сегодня из запланированных 245 пунктов остается реализовать немногим более 140. Все они функционально связаны в единой системе, за каждый участок назначены ответственные лица. Штаб собирается раз в неделю в полном составе, и каждый из пяти замакимов дает отчеты о работе, проделанной по свое­му направлению. Назначены ответственные за транспорт, волонтерскую сеть, медицину, строительство, за безопасность. По каждому пункту разработана «Дорожная карта исполнения» – начиная от выкладки асфальта, установки бордюров до размещения туристов.

– Через считанные месяцы ожидается наплыв гостей в Астану. Что вы готовы предложить туристу, впервые оказавшемуся в нашей стране?

– Как правило, люди по прибытии нуждаются в той или иной информации. Чтобы помочь им сориентироваться в городе, мы создали информационные круг­лосуточные киоски – в аэропорту, на железнодорожном вокзале, в «Хан Шатыре». Со временем думаем увеличить их число до шести.

Информационные киоски уже показали свою востребованность. К примеру, на вокзале туристы часто интересуются марш­рутами транспорта, способами передвижения до нужного места, схемами пересадки... В аэропорту к транспортным добавляются и вопросы проживания. Случается, что гостя забывают встретить, или он своевременно не забронировал отель. В таких случаях к их услугам наши менеджеры, которые не только помогут с размещением, вызовут такси и, если нужно, доставят к месту, но и познакомят с туристическими достопримечательностями.

– Вы для этого специально обучали людей?

– Мы старались привлекать молодежь, студентов, для которых это хорошая языковая практика и опыт работы экскурсоводами. И хочу сказать, что ребята – молодцы, сплочены командным духом, во многом благодаря энтузиазму и ответственности добиваются успехов. И о городе могут рассказать очень много.

– Вы сказали, что гостям помогут с расселением. Но ведь речь идет о тысячах приезжих...

– Действительно, согласно регистрационному досье Национальной компании «Астана ЭКСПО-2017», нас посетят 2 миллиона 300 тысяч туристов, из них 15–20% – иностранцы. Это очень большое количество. То есть в среднем 32–35 тысяч туристов будет находиться в городе ежедневно. Вопрос, где их размещать, по большому счету решен. На данный момент в Астане насчитывается 184 гостиницы, а это 12,5 тысячи койко-мест. К моменту проведения ЭКСПО-2017 планируется ввести в эксплуа­тацию еще 23 гостиничных объекта на 2 829 мест.

Кроме того, в городе действуют 25 хостелов на 664 места. Всего к маю 2017 года в них планируется подготовить 15 975 мест. В качестве страховой «подушки» на случай недостатка мест мы в акимате предусматриваем задействовать общежития высших учебных заведений и колледжей, а также учитываем, что 18 тысяч квартир предоставляются в аренду, из них посуточно сдается около 3 тысяч квартир, что в среднем составляет по 3–4 койко-мест на 10 тысяч человек. На сегодня подготовлено 10 общежитий колледжей на 1 710 мест и общежития вузов на 8 500 мест.

– Все-таки как запланированное будет реализовываться на практике?

– Здесь следует сказать о единой системе моделирования, которая позволит наблюдать общую картину как на ладони, поддерживать нормальное функ­ционирование города. Столица поделена на три района, и все площадки, которые будут переоборудованы в места размещения, объединены в единую систему. Посредством компьютерного моделирования можно предусмотреть любую ситуацию, так сказать, «примерить» ее к городу, к количеству туристов, с учетом их размещения в гостиницах и разложить весь день по 15 минутам.

Если где-то образовалась пробка, массовое скопление людей, возникли другие сложности, система сразу же оповещает о проблемных зонах, обозначая их красным цветом. Причем она не только «видит» проблему, но и предлагает пути ее решения, к примеру, где-то требуется добавить передвижные пункты питания или общественные туа­леты, где-то перекрыть дороги или изменить маршрут общественного транспорта.

Например, представим такую картину: в один из дней выставки с раннего утра на ЭКСПО подтягиваются люди. К 10 часам человек в очереди задерживается больше 3 минут, а это уже чревато столпотворением. Система предлагает открыть два дополнительных входа. К 11 утра поток становится еще интенсивнее, человек задерживается больше 7 минут, уже назрела необходимость подключить волонтеров. Так поминутно моделируется ситуация. Подобная система уже зарекомендовала себя на крупнейших мероприятиях в разных странах мира. Думаю, что и у нас все пройдет нормально.

– Санияр Еркенович, понятно, что успех международного события зависит от усилий и слаженных действий партнеров и единомышленников. Расскажите о программе партнерства Астаны Recommended by EXPO 2017: на что она направлена и с кем вы сотрудничаете?

– Recommended by EXPO 2017 мы разработали и запустили совместно с национальной компанией, в нее включили список ресторанов, гостиниц, одно­временно разработав к ним квалификационные требования. Известно, что многие отели именуют себя 5-звездными, но на деле не соответствуют этому уровню.

В данной программе принимает участие специальная комиссия, в которую входят работники НК «Астана ЭКСПО», сотрудники акимата, представители ЧС, санэпиднадзора. Комиссия по нашему каталогу осматривает учреждения, проставляет свои оценки, рассчитывает, кто к какой категории относится. Если учреждение имеет знак качества Recommended by EXPO 2017, значит, турист туда может смело отправляться.

Партнерами нашей программы уже стали около 100 отелей. Все они попадают в материалы нашего инфокиоска. Мы хотим, чтобы эта программа партнерства города с предпринимателями работала на постоянной основе.

– Сколько мероприятий запланировано в рамках ЭКСПО? Сформирован ли календарь событий?

– Календарь, действительно, уже сформирован, сейчас он на стадии согласования. За весь период ЭКСПО запланировано 3 тысячи мероприятий. Из них порядка 50 крупных форумов, саммитов. Все события расписаны на каждый день. Только в течение июня их будет 488. К примеру, 9 июня состоится официальная часть церемонии открытия Международной специализированной экспозиции. В этот же день пройдет саммит глав государств ШОС. 10 июня откроется 1-я Китайская промышленная выставка. Или, к примеру, 1 июля в Астане состоится 29 мероприятий спортивного, культурного характера. Думаю, в скором времени весь календарь появится и в мобильном приложении, и в раздаточных материалах.

– Какие сегодня первоочередные задачи стоят перед вашим бюро?

– Главная задача для нас всех, чтобы все участники и гости выставки, соотечественники и иностранцы, уехали из Астаны довольными. Для этого делается очень много. Для пешеходов определена система пешеходного ориентирования, которая поможет не заблудиться даже в первый раз. Это и информационные пилоны, которых по городу насчитывается около 100, и 140 указателей с обозначением конечного пункта прибытия, все они написаны на английском, казахском и русском языках.

Для удобства туристов и снижения языкового барьера запущен проект Friendly Taxi. Система представляет собой центр коммуникаций между иностранными гостями города Астаны и водителями таксопарков. Со времени запуска проекта было подключено к системе порядка 300 автомобилей городских таксопарков. Кроме того, до 2020 года в столице появится Friendly Police, программа взаимоотношений полицейских и туристов, государственный автопарк и, конечно, МФЦА, в рамках которого будет приезжать много туристов. Кроме того, планируем обучить 100 гидов-экскурсоводов по Астане, готовим порядка 1,5 тысячи своих волонтеров. Одним словом, мы все сейчас переживаем исторический момент, и впереди нас ждет три месяца напряженной работы. Пусть к нам приезжают гости, узнают о нашей стране. Сегодня, кстати, 260 тысяч туристов посещает Казахстан, а к 2020 году это число, уверен, возрастет до миллиона.

Для развития туризма у нас есть все – уникальная природа, выгодное географическое положение, а главное – доброжелательные, гостеприимные люди, открытые миру и новым знаниям. Добро пожаловать!

http://www.m.kazpravda.kz/

КАРТА